Первый месяц
-
У ребенка несколько основных рефлексов: "подошвенный" - если провести пальцем по стопе, ребенок отдернет ножку; "сосательный" - если провести пальцем по губам крохи, он тут же сложит губки трубочкой и начнет сосательные движения; "хватательный" - если вложить палец в ручку ребенка, он крепко сожмет его.
-
Кроха удерживает в поле зрения неподвижный предмет. Может сосредоточить на нем взгляд.
-
Фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице.
-
Лежа на животике, пытается поднять и удержать голову.
-
Реагирует на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивая, начиная плакать, прислушиваясь.
-
К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь». Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ.
-
Внезапно вздрагивает (это называют рефлекс Моро) при громком звуке.
-
Кулачки крепко сжаты.
-
Если разжать пальцы, ребенок может схватить погремушку, но тут же ее бросить.
-
Может удержать голову на одной линии с позвоночником в положении сидя.
Второй месяц
-
Малыш может улыбаться в ответ на вашу улыбку.
-
Провожать взглядом предмет (прямо перед ним).
-
Издавать звуки (агукать).
-
Лежа на животе, поднимать голову на 45°.
-
В положении сидя удерживает голову прямо, хотя неуверенно.
-
Поворачивает головку к источнику звука, ищет его глазами.
-
Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.
-
Демонстрирует в ответ на общение «комплекс оживления».
-
Может успокоиться сосанием.
-
Успокаивается, когда его берут на руки или когда он слышит или видит человека.
-
Пальчики практически всегда сжаты в кулачок, а когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик, младенец сосредоточенно его сосет.
Третий месяц
-
Смеется вслух.
-
Капризничает и хнычет, протестующе кричит.
-
Гулит в ответ на звуки.
-
Реагирует на присутствие родителей: пытается привлечь внимание.
-
Попадает руками по висящим над кроваткой игрушками.
-
Захватывает игрушку и тянет ее в рот.
-
На животе, может подтянуться на локтях и удерживать приподнятые плечи и голову в течение 10 секунд.
-
Переворачивается со спины на бок.
-
Упирается ножками в твердую поверхность при поддержке под мышками.
-
Не только поднимает голову, но и крутит ею во все стороны.
-
Находит источник звука и света.
-
Ручки к уже вполне разворачивают кулачки.
-
Ребенок обнаруживает сначала существование рук, а затем ног.
-
Рефлексы исчезают, поскольку действия становятся более произвольными.
-
Подтягивает свое тело, когда его берут на руки.
-
Исследует свое лицо, глаза, рот при помощи рук.
Четвертый месяц
-
Узнает маму и предпочитает ей всем остальным.
-
Улыбается в ответ на вашу улыбку, начинает лепетать.
-
Произносит первые слоги.
-
Захватывает висящую игрушку одной или одновременно двумя руками и тащит ее в рот.
-
Может произвольно держать игрушки, трясти и двигать ими.
-
Приподнимает плечи и голову, лежа на спине.
-
Лежа на животе, поднимает голову на 90.
-
Выделяет «любимые» и «нелюбимые» игрушки.
-
При кормлении играет с грудью или бутылочкой, поддерживает ее.
-
В этом возрасте ребенок уже может испытывать страх, разочарование, любопытство и радость.
-
Громко смеется.
-
Визжит от восторга.
-
Твердо держит голову в вертикальном положении, поворачивает голову во все стороны, когда сидит или лежит.
-
Переворачивается (в одну или обе сторону).
-
Может производить плавательные движения и передвигаться в кроватке.
-
Интересуется своим отражением в зеркале, улыбается ему.
-
Смеется, когда его щекочут.
-
Затихает, когда слышит музыку.
Пятый месяц
-
Когда сидит, хорошо удерживает голову и держит ее прямо.
-
Кувыркается, раскачивается и сгибается.
-
Подтягивается на руках, пытаясь сесть.
-
Сосет пальцы на ногах.
-
Хватает, удерживает, ощупывает, тянет к себе, бросает предметы.
-
Играет с погремушкой, вложенной ему в руку.
-
Умеет держать бутылочку одной или двумя руками.
-
С удовольствием рассматривает лица на картинках.
-
Играет в «ку-ку», лепечет в такт потешкам.
-
Протестует и сопротивляется взрослому, который пытается отобрать у него игрушку.
-
Различает знакомых и незнакомых людей.
-
Любит играть во время еды.
-
Произносит гласные звуки и некоторые согласные (д, б, л, м).
-
Осматривается в незнакомой обстановке.
-
Наклоняется, чтобы посмотреть на упавший предмет.
Шестой месяц
-
Пытается ползти на животе.
-
Поворачивается и наклоняется в любых направлениях.
-
Перекатываясь со спины на бок.
-
Может манипулировать предметами и держать кружку за ручку.
-
Подползает к игрушке, лежащей на расстоянии 10-20 см от вытянутой руки.
-
Может сидеть сам, с поддержкой короткое время.
-
Вырабатывает определенные вкусовые пристрастия.
-
Любит играть едой.
-
Перекладывает предметы из одной емкости в другую.
-
Агукает или перестает плакать, когда слышит музыку.
-
Внимательно вслушивается в речь.
-
Откликается на свое имя.
-
Издает самые разнообразные звуки.
-
У него могут резко меняться настроение и эмоции.
-
Долго и тщательно изучает предметы.
-
Находит взглядом предметы, о которых вы говорите.
-
Научился произносить новые согласные (ф, в, с, з, м, н).
-
Может сравнивать два предмета.
Седьмой месяц
-
Ребенок становится более подвижным.
-
Совершенствуется умение сидеть.
-
Ваш малыш уже сидит с прямой спинкой, иногда упираясь руками.
-
Раскачивается вперед назад, стоя на четвереньках.
-
Привычка ползать в этом возрасте появляется или же совершенствуется, некоторые - ползают задом.
-
Хватание становится более координированным, при участии ладоней и, частично, пальцев.
-
Схватив вещь, малыш долго ее изучает руками, ногами, ртом.
-
Держит в каждой руке по предмету и любит ударять ими друг об друга.
-
Любит исследовать свое тело при помощи рук и рта.
-
Гладит свое отражение в зеркале.
-
Начинает понимать что такое «нет» по тону Вашего голоса.
-
Малыш продолжает экспериментировать, произносить или петь слоги и звуки "да", "па", "ма", "та", "ба".
Восьмой месяц
-
У малыша проявляется повышенный интерес ко всему
-
Ребенок ползает
-
Он любит играться сидя, но иногда "заваливается" на бочок
-
Может долго играться с предметами
-
Привязан к родителям, остерегается посторонних
-
Если кто-то чужой захочет взять ребенка на руки, то реакция малыша будет незамедлительна – он расстроиться и будет плакать
-
Осознано говорит «мама» и «папа»
-
Ползает с игрушкой в руке
-
Встает у опоры
-
Может не держаться, если стоит, облокачиваясь на что-либо
-
Хлопает в ладоши и машет руками
-
Гладит и целует свое отражение в зеркале
-
Все пробует на вкус
Девятый месяц
-
Хлопает в ладоши и стучит предметами.
-
Поднимает и играет двумя предметами одновременно.
-
Может листать толстые страницы картонной книжки.
-
Маленькие предметы берет пальцами, а большие двумя руками.
-
Не только умеют хорошо сидеть, они сами могут лечь с положения сидя и сесть с положения лежа.
-
Умеет рвать и мять бумагу, мнет в ладошке глину.
-
Ритмично прыгает и приседает у опоры или держась за мамины руки.
-
Самостоятельно садится, сидит, ходит у опоры, ползает.
-
Может разворачиваться, когда ползает.
-
Сует пальчики во все дырочки.
-
Может научиться защищать себя и свои игрушки.
-
Показывает носик, ротик и прочие части тела у мамы, куклы, у себя в зеркале, иногда правильно «попадая» пальчиком в нужное место.
-
Имитирует различные звуки.
-
Работает на публику; повторяет действие, если его хвалят.
-
Находит игрушку, спрятанную у него на глазах.
-
Выполняет простые просьбы.
Десятый месяц
-
Может вставать у опоры.
-
Ходит, держась обеими руками.
-
Садится из положения стоя.
-
Возможны проблемы со сном, из-за желания двигаться.
-
Танцует под музыку: раскачивается, кружится, притопывает, «подпевает».
-
Может унести два мелких предмета в одной руке.
-
Начинает отдавать предпочтение одной руке и стороне тела.
-
Обожает играть с водой.
-
Подражает жестам, выражениям лица, звукам.
-
Боится незнакомых мест.
-
Любит подражать действиям других.
-
Понимает и выполняет некоторые просьбы.
-
Открывает ящики и исследует их содержимое.
-
Любит помещать предметы друг в друга.
Одиннадцатый месяц
-
Самостоятельно садиться из положения на животе.
-
Подбирать с поверхности маленький предмет любой частью большого и указательного пальцев.
-
Понимать слово "нельзя".
-
Играть в ладушки (хлопать в ладоши) или махать рукой на прощание.
-
Ходить, держась за мебель.
-
Аккуратно поднимать с поверхности маленький предмет кончиками большого и указательного пальцев.
-
Короткое время стоять без посторонней помощи.
-
Отчетливо произносить "папа" или "мама", "дай".
-
Выражать свои желания другим способом, кроме плача.
-
"Играть в мячик" (катить вам мяч обратно).
-
Пить из чашки без посторонней помощи.
-
Пользоваться младенческим жаргоном (лепет, который звучит так, словно ребенок разговаривает на придуманном им иностранном языке).
-
Произносить 3 (или больше) слова, кроме "мама" или "папа".
-
Отвечать жестом на короткую команду ("дай это мне" - протягивать руку).
Двенадцатый месяц
-
Самостоятельно стоит, ходит.
-
Встает из положения сидя на корточках.
-
Знает, как пользоваться некоторыми предметами, такими как телефон, молоток.
-
Берет предмет в рот или подмышку, чтобы высвободить руку и взять что-нибудь еще.
-
Собирает пирамиду, строит 2-3 фигуры из кубиков.
-
Проявляет привязанность к родителям, к тому, кто о нем заботится, к любимым игрушкам.
-
Начинает капризничать.
-
Резко реагирует на уход родителей, возможно, одного в особенности.
-
Может отказываться от новой еды или от того, чтобы его кормили.
-
Начинает проявлять чувство юмора.
-
Откусывает, жует твердую пищу.
-
Пользуется ложкой и чашкой.
-
Понимает почти все из того, что ему говорят.
-
Произносит 10-15 облегченных и имитирующих слов.
-
Узнает животных на картинках.
-
Ищет спрятанный предмет, даже если он не видел, как его прятал.
-
Проявляет самостоятельность.
Независимо от того, с какой скоростью развивается ваш ребенок, он очень многому научится в первый год жизни. Больше никогда он не будет учиться с такой скоростью! Наслаждайтесь этим временем и не забывайте говорить своему ребенку, что его успехи вас радуют! Решив для себя, что с темпами его развития все в порядке, вы можете успокоиться. Не сравнивайте ребенка с другими детьми (вашими собственными или чьими-то еще) или с нормами развития, приведенными в таблицах. Ребенка можно сравнивать только с ним самим, каким он был неделю или месяц назад.